Уровни профессиональной зрелости бизнес аналитика

"Двадцать лет назад, когда меня спрашивали в чем состоит моя работа, я отвечал "В том, чтобы понимать в чем состоит работа других людей" Тогда я не знал каким словом обозначить свою профессию. Нас называли системными аналитиками, консультантами, постановщиками задач и как угодно еще."
Георгий Савельев, CBAP

     Последнее время я штудирую интернеты на предмет чего-то интересного по своей специальности: бизнес-аналитик. 
     Оказывается, что о специальности "бизнес-анализ" мы узнали благодаря Международному институту бизнес анализа, который создала группа активистов из Канады и США в 2003 году.
Этот институт создал руководство по своду знаний бизнес анализа - BABOK Guide и прилагающуюся к нему Модель компетенций бизнес анализа - BACM (оригинал v.3.0)
     Руководство описывает области знаний бизнес-анализа, связанные с ними деятельности и задачи, а также навыки, необходимые для эффективного их исполнения.
     Модель компетенций добавляет описания того, какие способности знания и навыки необходимы бизнес-аналитику для успешного решения этих задач.

     В BACM предложено пять уровней профессиональной зрелости: начальный уровень, младший, средний, старший и продвинутый. Разумеется, что такое деление на уровни является лишь условным. Находясь на любом из уровней мы можем демонстрировать способности из любых других:
  1. На начальном уровне (базовые способности) - любознательность, интерес к профессии, способность слышать и понимать собеседника, способность понятно излагать мысли в устной и письменной форме. Как правило у таких специалистов ответственность за результат минимальна или отсутствует.
  2. Операционные способности - дисциплинированность, внимание к деталям, знания и навыки применения нотаций моделирования, знание предмета и основных понятий бизнес-анализа. От этих специалистов ожидается выполнение типовых операций с использованием необходимых инструментов: офисных приложений, систем управления требованиями. Однако решения что и как делать остается за руководителем или наставником.
  3. Процедурные способности - знания основных продуктов бизнес-анализа, способность создания конкретных видов документов - бизнес-требования, функциональные требования, технические задания. На этом уровне специалистам редко даются конкретные указания, требуется лишь выполнение всех задач по согласованному порядку.
  4. Управленческие способности - способность определять цели и задачи, видеть общую картину, расставлять приоритеты, уметь планировать пути достижения целей. На этом уровне специалист может нести ответственность за конечный результат. Он умеет свободно планировать выполнение задач в удобном ему порядке. Он отдает распоряжения специалистам на втором и третьих уровнях.
  5. Архитекторские способности - широкий кругозор, охватывающий множество предметных областей, способность осмысливать и обобщать разнообразный опыт, способность создавать новые продукты и техники анализа. Эти люди способны открывать новые, неизвестные ранее пункты и прокладывать к ним пути, ведя за собой других специалистов. Они находят решения самых сложных задач и способны принимать на себя полную ответственность за конечный результат.

Исходя из описанных компетенций, я всё более уверенно стремлюсь занять четвертый уровень. 
А на каком уровне ты?

Комментарии

Популярные сообщения